Конкурс-проект "Никто не забыт, ничто не забыто!"

Средний танк Т-34

Содержание

Введение

Глава I. Предшественники Т-34

Глава II. Рождение Т-34

Глава III. «Т-34М»

Глава IV. Т-34 в годы Великой Отечественной войны

Глава V. Уральский добровольческий танковый корпус

Заключение

Библиография

Введение

 
А поле боя держится на танках.
Взревут моторы, и сверкнет броня.
По грязи, по оврагам полустанков
Прорвут любую линию огня.
Уходят танки – стройные колонны,
Уходят танки в ковылях сухих.
И над землей от битвы раскаленной
Зарницы звонко провожают их.
А танк – он не за звезды на мундире
Под Прохоровкой ранен был в бою.
Спасибо тебе, Т-34,
За боевую молодость твою.
			( «ЛЮБЕ» )

Накануне 60-летия Великой Победы нельзя не вспомнить о героических событиях военных лет, о подвигах советских людей на фронтах и в тылу.

Одной из важнейших страниц Великой Отечественной по праву можно считать создание среднего танка Т-34. Война показала высокую эффективность «тридцатьчетверки», созданной на Харьковском паровозостроительном заводе в конструкторском бюро под руководством Михаила Ильича Кошкина.

«Танк Т-34 произвел сенсацию … - пишет немецкий генерал Э. Шнейдер. – Русские, создав исключительно удачный и совершенно новый тип танка, совершили большой скачок вперед в области танкостроения … Попытка создать немецкий танк по образцу русского Т-34 после его тщательной проверки немецкими конструкторами оказалась неосуществимой».

Средний танк Т-34 в 1941 году оказался самым неприятным сюрпризом для немецкой армии. Ни один из танков фашистской Германии не мог выдержать открытого поединка с «тридцатьчетверкой».

За годы Великой Отечественной войны средний танк Т-34 принял активное участие во всех сражениях. Не случайно его называют – легендарным.

В нашем городе на улице Сибирской перед гарнизонным Домом офицеров расположен мемориальный комплекс, одним из элементом которого является стоящий на постаменте танк Т-34. Почему же боевой машине такой почет ?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории танка Т-34.

Цель данной работы:
Познакомиться с историей создания среднего танка Т-34.

Для достижения данной цели мы изучили различную литературу, которая дала возможность узнать о танке.

Перед собой мы ставили следующие задачи:
1. Исследовать документы, научную литературу по данному вопросу.
2. Познакомиться с созданием Уральского добровольческого танкового корпуса.

Глава I
Предшественники Т – 34

Танкостроение в Советской России началось в 20-х годах XX века, когда, закупив под видом тракторов танки «Рено» и «Рикельс», на советских заводах начали собирать нечто подобное. Так, усовершенствованный «Рено» под маркой МС-1 (Т-18) действовал в операциях на КВЖД и озере Хасан (1938 г.).

Массовые танки Красной Армии Т-26 и БТ по своим техническим данным были вполне на уровне требований середины 30-х годов и вполне удовлетворяли наших танкистов. Их производство развернулось в 1934-36 гг., когда советская промышленность выпускала более 3000 танков в год.. Но бронирование танков оставалось таким же , как в годы первой мировой войны. А в это время появилась грозная опасность для танков – это малокалиберная противотанковая артиллерия. Для понимания этого понадобился печальный боевой опыт.

18 июля 1936 года началась национально-революционная война испанского народа против фашистских мятежников. По просьбе революционного правительства Советский Союз направил ему в помощь военных советников и добровольцев (летчиков, танкистов, моряков), а также оружие и технику. Было отправлено 362 танка. Мятежникам оказывали помощь нацистская Германия и фашистская Италия, которые также послали им свои легкие танки Pz. I, Pz II и танкетки CV 3/35. Наши машины продемонстрировали уверенное превосходство над танками врага. Но в тоже время несли неоправданные потери от огня противотанковых пушек и даже крупнокалиберных пулеметов. Выводы были сделаны: танкам нужна противоснарядная броня. Были и другие выводы: нужен менее опасный в пожарном отношении двигатель, так как колесно-гусеничный движитель себя не оправдал.

Вернувшиеся на Родину танкисты: Д. Г. Павлов, П. М. Арманд, А. П. Ветров горячо отстаивали идею танка, который, по их мнению, должен прийти на смену Т-26 и БТ.

Первые работы по созданию танка с противоснарядным бронированием у нас начались в 1936 году. На двух завода страны – Харьковском паровозостроительном им. Коминтерна (ХПЗ) и Ленинградском «Большевике» – возникли конструкторские бюро (КБ). Весной 1938 г. были изготовлены несколько экземпляров танка Т-46-5, масса которых достигала 32 тонн. За создание танка Т-46-5 группу конструкторов и рабочих Ленинградского завода наградили орденами. Среди них был М. И. Кошкин, получивший орден Красной Звезды.

Тем временем танковое КБ , под руководством А. О. Фирсова1, на Харьковском заводе, в инициативном порядке вело проектирование новой колесно-гусеничной машины. Когда в январе 1937 г. М. И. Кошкин2 возглавил КБ, сменив своего предшественника, работы по созданию нового танка заметно активизировались. Общее руководство проектом осуществлял А. А. Морозов3. Готовить будущую машину в производство должен был Н. А. Кучеренко. Главным конструктором этого бюро стал М. И. Кошкин, а А. А. Морозов – его заместителем.

4 мая 1938 г. на заседании Комитета обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничного танка А-20, созданного в соответствии с тактико-техническими требованиями Главного автобронетанкового управления ( ГАБТУ ), и чисто гусеничного, инициативного – А-32. А в августе того же года оба проекта рассматривались на заседании Главного военного совета РККА. Каждый из танков имел свои достоинства, и свои недостатки. На Главном военном совете после сообщений, сделанных об обеих машинах М. Кошкиным и А. Морозовым, было заслушано и мнение танкистов, прибывших из Испании, а также представителей ГАБТУ. Первые отдавали предпочтение чисто гусеничному танку, вторые – колесно-гусеничному. В итоге большинство членов Главного военного совета отвергли проект А-32 как не отвечающий заданным требованиям Управления. Выступивший в заключение И. В. Сталин предложил дать возможность конструкторам сделать предлагаемую ими новую машину и после параллельного испытания двух образцов принять окончательной решение.

На ХПЗ объединили танковые КБ в единое, все опытные цеха в один. Объединенное КБ ХПЗ возглавил М. И. Кошкин, его заместителями были назначены А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко, А. В. Колесников и В. М. Дорошенко.

Опытные образцы А-20 и А-32 построили к июлю 1939 года. У обоих танков была одинаковая максимальная скорость – 65 км/ч, одинаковая масса – 19 тонн. Комиссию по испытаниям возглавлял нарком обороны К. Е. Ворошилов. С наибольшим успехом прошли испытания танка А-32 (т.е. уже получивший название Т-32). Это был подлинный триумф. «Запомните этот день – день рождения уникального танка,» – сказал директор опытного завода №185 Н. В. Барыков.

По результатам испытаний сделали вывод, что танку Т-32 ( А-32 ) целесообразно усилить бронирование, соответственно повысив массу на несколько тонн, а также мощность. М. И. Кошкин, отвечая на эти пожелания, сказал, что Т-32 он рассматривает лишь как прототип нового. Более мощного, в частности, по вооружению, танка.

В августе 1939 года на заседании Главного военного совета было решено полностью отказаться от колесно-гусеничного движителя и отдать предпочтение танку Т-32.

19 декабря 1939 года правительством страны принято решение о создании усовершенствованного варианта Т-32 – среднего танка Т-34, ставшего впоследствии одним из самых знаменитых в истории мирового танкостроения.

Глава II
Рождение Т-34

Изготовление двух первых «тридцатьчетверок» начали в январе 1940 года. КБ ХПЗ выпускало чертежи, разрабатывало технологию, при этом большое внимание уделялось разумному упрощению конструкции и технологичности, что должно было облегчить в дальнейшем массовое производство. В этой работе конструкторам КБ немало помогли и инженеры Сталинградского тракторного завода.

И вот уже в конце февраля танки отправились в беспрецендентный тысячекилометровый пробег по маршруту Харьков – Москва. Вооружение на них еще установлено не было. Сформировали небольшой отряд, куда помимо танков вошли ремонтная летучка, тягач и автобус для отдыха участников пробега. Поскольку предстояло идти днем и ночью с минимальными остановками, с собой взяли запасные агрегаты. Танки было поручено вести заводским испытателям Н. Носику и В. Дюканову. В состав экипажей танков входили помощники водителей и инженеры. В пробеге участвовал и главный конструктор М. И. Кошкин, который сам вел один из танков.

В ночь с 5 на 6 марта 1940 г. обе машины покинули территорию завода. Условия пробега были тяжелы: сильные морозы, снежные заносы, бездорожье – все это не смогло остановить новые машины, с трудом пробивавшие себе дорогу. Не обошлось и без поломок, неисправности устранялись на ходу. Михаил Ильич Кошкин в пути простудился. Под конец отряд подошел к двухъярусному мосту через реку Оку около Серпухова. Левая и правая стороны моста были разделены распорами. Оказалось, что Т-34 по своей ширине не проходит между этими распорами. Идти в обход по другому мосту, который за несколько десятков километров – значит терять время. Кошкин приказал снять надгусеничные крылья, тогда танки прошли по мосту. В Серпухове отряд встретил заместитель наркома А. А. Горегляд. С ним 12 марта прибыли в Москву и направились на машиностроительный завод № 37., где танки были приведены в порядок.

В ночь на 17 марта 1940 г. машины двинулись в центр города, в Кремль. Разработчикам предстояло показать Т-34 членам правительства. Волнение водителей достигло предела: ведь от их мастерства в значительной мере зависела судьба новых танков. Однако им удалось показать высший класс как скорости, так и маневренности. Танки получили похвальные отзывы всех присутствующих. Но окончательно их судьбу должны были решить полигонные испытания. Здесь танки повергли обстрелу из противотанковой пушки, причем почти в упор. Но на этом испытания не закончились. В июне Т-34 был направлен на Карельский перешеек, где на бывших финских противотанковых препятствиях танк еще раз продемонстрировал свои великолепные качества. Одним из препятствий было преодоление рва, по дну которого с наклоном были установлены древесные стволы, который находился за участком с метровыми пнями от спиленных могучих сосен. Водитель-испытатель Н. Носик, разогнав Т-34, повалил пни в сторону рва, преодолел его и вышел на противоположную сторону.

В июне 1940 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о производства танка Т-34 : «Придавая особо важное значение оснащению Красной Армии танками Т-34, Совет Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) постановляют:
1. Обязать Народного Комиссара Среднего Машиностроения тов. Лихачева И. А.:
а) изготовить в 1940 году – 600 танков Т-34, из них: на заводе № 185 (им. Коминтерна) – 500 шт., на Сталинградском Тракторном – 100 шт.
б) обеспечить полностью программу 1940 г. по выпуску танков Т-34 дизелями, для чего увеличить выпуск моторов В-2 на заводе № 75, изготовить до конца 1940 г. 2000 шт.».

Однако, когда руководство ГАБТУ, включив в отчет об испытаниях отрицательный отзыв о машине специалистов полигона, направило его заместителю наркома обороны маршалу Г. И. Кулику, который, не разобравшись в сути отчета, поспешил утвердить его. В результате к 15 сентября 1940 г. было выпущено лишь 3 серийные машины, которые поступили в Красную Армию. Каковы же были отзывы танкистов ? Одни хвалили новый танк, другие же указывали на недоделки, низкую надежность работы агрегатов, дефекты двигателя, коробки передач и т.д. Тем самым было прекращено и производство, и приемка танков Т-34. Руководители Харьковского завода обжаловали решение главка в наркомате и предложили выпускать все же «тридцатьчетверки», доработав их в соответствии с пожеланиями полигонщиков. Заводские коллективы упорно работали, устраняя недостатки, и от месяца к месяцу качество машин росло. Благодаря твердой позиции наркома среднего машиностроения В. Малышева и начальника главка А. Горегляда, а также решительности представителя ГЛБТУ И. Лебедева удалось развернуть серийный выпуск и приемку новых танков Т-34. К 1 января 1941 года Харьковский завод успел выпустить только 115 из 600 заказанных машин.

К концу лета 1940 года здоровье М. Кошкина, сильно простудившегося во время пробега в Москву, резко ухудшилось. Не помогла и операция, в результате которой ему удалили легкое. 26 сентября Михаил Ильич скончался. У руководства КБ встали А. А. Морозов и Н. А. Кучеренко. Немало трудностей пришлось преодолеть и им, и конструкторам КБ, и производственникам, прежде чем «тридцатьчетверка» стала даже, по оценкам и наших будущих союзников, и наших будущих врагов, шедевром мирового танкостроения.

Одной из трудностей стало оснащение нового танка пушкой. Сначала на машине стояла пушка Л-11, но вскоре ее заменили гораздо более удобной Ф-32, которая была принята на вооружение в 1939 году. Но и она не была последней. Директор завода А. Елян вместе с В. Грабиным1 совершили поступок большого гражданского мужества: начали производство еще не принятой на вооружение пушки Ф-34, серийный выпуск которой начался в январе 1941 года, а с февраля их уже начали устанавливать в танк наряду с Л-11. Таким образом, сложилась весьма странная ситуация: завод выпускал пушки, их принимали, устанавливали в танки, и танки уходили в войска. Однако ни ГАУ, ни ГАБТУ не только не представили пушку правительству для принятия ее на вооружение, но и не удосужились дать 1Грабин Василий Гаврилович (1899 – 1980), генерал-полковник технических войск, Герой Социалистического Труда (1940 г.). Присуждена Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1950 гг.) ей положительную оценку по результатам испытаний. И лишь в начале войны, когда от танкистов стали поступать похвальные отзывы о Ф-34, В. Грабин смог доложить на одном из совещаний ГКО о создавшемся положении. После соответствующего указания орудие всего за пять дней было испытано и уже официально принято на вооружение. А к концу лета 1941 года Ф-34 полностью заменила на «тридцатьчетверках» неудачную пушку Л-11.

Весной 1941 года конструкторы и технологи развернули громадную работу по улучшению и упрощению производства «тридцатьчетверок». Изменения коснулись почти всех деталей танка. Конструкторы применяли вместо бронзы чугун, заменяли клепку сваркой, отменяли промежуточные детали. В результате удалось пересмотреть 765 наименований деталей, что значительно упростило процесс изготовления машин и увеличило количество выпускаемых танков.

Вот короткая сводка о количестве выпущенных машин:

1940 г. – 115 (+ 2 прототипа)
1941 г. – 2996
1942 г. – 12527
1943 г. – 15821
1944 г. – 14648
1945 г. – 12551
1946 г. – 2707

Вообще, точный подсчет весьма затруднителен, а может быть, и не имеет смысла. Сведения о количестве машин давали заводы, военная приемка и другие инстанции. Как бы то ни было, а арифметический подсчет дает нам более 61 тысячи танков Т-34, выпущенных в нашей стране в течении шести с половиной лет. Это ставит Т-34 на первое место в мире по массовке (на втором – американский танк «Шерман», выпущенный в количестве 48071 шт.).

Глава III
«Т-34М»

Незадолго до кончины Кошкин вместе с Морозовым и другими конструкторами начал проработку улучшенной машины, которая неофициально называлась Т-34М.

Лучшее, говорят, враг хорошего. «Наверху» стало известно об определенных успехах танкового КБ в разработке улучшенного варианта Т-34, а, по-существу, может быть и новой машины. И вот чем это обернулось.

Летом 1940 года КБ ХПЗ получило задание начать разработку улучшенной модели Т-34, условно называемой Т-34М. Новая машина должна была иметь более толстую броню, пушку Ф-34, пятискоростную коробку передач и навесные фальшборты над верхними ветвями гусениц. Требовалось повысить надежность машины. Еще раньше Кошкин со своими сотрудниками прикидывали возможность улучшить конструкцию танка, сократить его длину. Выигрыш в весе решено было пустить на усиление бронирование. Сотрудники КБ предложили снабдить танк торсионной подвеской. Сам главный конструктор уже не принимал участие в этих работах – он был тяжело болен. Продолжили без него.

Сразу же встретились трудности. Южный броневой завод в городе Мариуполе не смог освоить изготовление штампованной башни танка, не превышая проектного веса. Одним словом, прогресс в разработке Т-34М был не слишком велик. Но руководители НКО, которые незадолго до этого не слишком-то охотно принимали Т-34, теперь хотели получить танк еще более сильный. «Детские болезни» «тридцатьчетверки» дали им новый повод от нее отказаться. «Даешь Т-34М !». И ГБТУ НКО велит прекратить приемку Т-34. Дело дошло до полной остановки сборки танков.

Много сил для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки потратил директор Харьковского завода Ю. Е. Максарев4 и первый секретарь Харьковского обкома партии А. А. Епишев. Им удалось доказать и показать, что в деле увеличения надежности и устранения недостатков танка Т-34 они добились немалых успехов. Новый нарком обороны С. Тимошенко приказал возобновить выпуск Т-34. 5 мая 1941 года вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором было сказано:
1. Утвердить на 1941 год план производства:
танков Т-34 в количестве 2800 штук.
2. Внести в танки Т-34 следующие улучшения:
А) увеличить толщину брони башни и переднего лобового листа до 60 мм;
Б) установить торсионную подвеску;
В) установить командирскую башенку с круговым обзором; …
3. Установить полный боевой вес улучшенного танка Т-34 – 27,5 тонны.
4. Обеспечить в 1941 году выпуск 500 штук улучшенных танков Т34М в счет программы, установленной настоящим постановлением.»

С началом войны все работы над танком Т-34М были прекращены. Заводу предписывалось прекратить выпуск гражданской продукции и направить все силы на расширение производства Т-34.

Глава IV
Т-34 в годы Великой Отечественной войны

К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии насчитывалось уже 1225 танков Т-34, из них в западных округах – 967 штук. 24-25 июля 1941 года Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело насущные потребности танковой промышленности. Постановлением Государственного Комитета Обороны №1 от 1 июля 1941 г. программа выпуска танков на Харьковском заводе была увеличена. К производству Т-34 подключались Сталинградский тракторный (СТЗ), а также завод «Красное Сормово» в Горьком. «Тридцатьчетверка» оказалась неприятной неожиданностью для фашистского вермахта. Ничего подобного они не имели. Пушки Т-34 прошивали немецкие танки чуть ли не насквозь, проламывали их «сухую» (хрупкую) броню. Ну а немецкие орудия ничего не могли поделать с нашей броней, и только разрыв траков мог остановить Т-34. Но в гусеницу требовалось еще и попасть ! При высокой маневренности танка сделать это было нелегко. К сожалению, недостаточная освоенность новых танков, рассредоточенность, распыленность машин по нескольким механизированным корпусам существенно снизили эффективность их применения. К тому же сказались большие потери танков Т-34 в приграничных сражениях первых месяцев войны, обусловленные господством противника в воздухе, а также использованием немцами в противотанковых целях мощных 88-мм зенитных пушек.

Тем временем Харьковский завод наращивал темпы выпуска танков. В июле он собрал 225, в августе – 250, сентябре 220 штук. К 19 октября, выпустив последние 30 машин, производство остановили. Началась эвакуация завода.

Оборудование и людей отправили на Урал. Добирались тяжело. В дороге эшелоны бомбили фашистская авиация. Сразу по приезде в город Нижний Тагил развернулось грандиозное строительство танкового завода, ставшего крупнейшим производителем Т-34 в годы Великой Отечественной войны. Условия экстремальные. В цехах с незакрытыми потолками работали даже подростки. Первый уральский танк собрали к 7 декабря 1941 года. А 6 декабря под Москвой шли в наступление еще довоенные танки Т-34.

В сентябре 1942 года началось формирование механизированных корпусов. По мере накопления боевого опыта и поступления достаточного количества техники, танковые армии получили более однородную организацию. Рост эффективности действий танковых (механизированных) соединений Красной Армии в полной мере проявился уже в контрнаступлении под Сталинградом, в ходе которого именно крупные танковые формирования сыграли главную роль в окружении германской группировки. Танковые корпуса состояли из трех танковых и одной мотострелковой бригады и в 1944 г. насчитывали 207 средних танков Т-34. К концу войны танковая армия (их стало шесть) при численности более 50 тысяч человек насчитывала 900 танков Т-34.

Танковые колонны зачастую строились на средства трудящихся всей страны, что было одной из форм всенародной помощи фронту. Инициаторами сбора средств были шахтеры Подмосковного угольного бассейна. Их поддержали многие производственные коллективы и отдельные лица. На средства колхозников были построены танковые колонны «Тамбовский колхозник», «Московский колхозник», на средства комсомольцев и молодежи – «Уральский комсомолец», «Иркутский комсомолец», «Московский пионер», «Комсомолец Татарии» и др.

Уральцы выступили с инициативой создать добровольческий танковый корпус и на свои сбережения снарядить его.

В сборе средств принимали участие представители интеллигенции, семьи военнослужащих, преподаватели и курсанты военных академий и училищ. Всего на танковые колонны было собрано более 5 млрд. рублей. На эти деньги были построены и переданы советским воинам тысячи танков Т-34.

Вскоре за машинами на Уральский завод стали приезжать танкисты, которые привозили в подарок конструкторам всякие трофеи.

В начале войны немцы ничего не могли противопоставить «тридцатьчетверкам». Это потом уже, многое заимствуя у нас, в Германии сделают «тигра» и «пантеру». В начале войны Гитлер говорил о том, что, если бы он знал о существовании Т-34, возможно, никогда не начал бы этой войны. Так одним своим существованием танк Т-34 произвел настоящую психологическую атаку на гитлеровцев.

Т-34 прошли всю войну от первого до последнего ее дня. Участвовали они и в разгроме вооруженных сил милитаристской Японии. Они шли в бой и в тундре, и в лесах Карелии и Белоруссии, по степям Украины и в предгорьях Кавказа, то есть на всем протяжении многотысячекилометрового советско-германского фронта.

Т-34 воевали не только в составе Красной Армии. Они сражались в рядах польской народной армии. Вооруженные силы Польши получили с июля 1943 по июнь 1945 г. 578 танков, из них 446 – «тридцатьчетверок».

На завершающем этапе войны армиям Румынии, Чехословакии, Югославии и Болгарии, воевавшим плечо к плечу с Красной Армией, было передано немалое количество наших танков.

Некоторое количество захваченных танков Т-34 находилось и на службе вермахта. Обычно трофейные Т-34 оставлялись в тех частях, которые их захватили. Например, в «панцергренадерской» дивизии СС «Райх» незадолго до Курской битвы имелось 25 танков Т-34. Сколько из них пошло в атаку на позиции советских войск, установить не удалось. Всего же на 31 мая 1943 г. у немцев числилось не более сотни трофейных танков, в том числе 59 штук Т-34. Из последних боеспособными были только 19 единиц. А на 30 декабря общее их количество сократилось наполовину.

Финляндия во второй мировой войне также располагала танками Т-34. Девять трофейных танков Т-34/76 и девять Т-34/85 числились в финской армии на 31 декабря 1944 года. Они принимали участие в боях как с советскими войсками, так и действовали против немцев после заключения мирного договора с Советским Союзом.

Глава V
Уральский добровольческий танковый корпус

В решающий момент Великой Отечественной войны (январь 1943 г.) уральцы выступили с инициативой – создать добровольный танковый корпус и на свои сбережения снарядить его. Хлынул поток заявлений. Их поступило свыше 100 тысяч - в 12 раз больше, чем требовалось ! В Перми и Пермской области формировалась 243-я танковая бригада, одна из трех, вошедших в Уральский добровольческий танковый корпус5. Днем рождения Пермской танковой бригады считается 23 марта 1943 года. А уже 1 июля состоялись проводы танкистов.

Боевое крещение 30-й Уральский добровольческий танковый корпус под командованием генерал-лейтенанта Г. С. Родина получил в составе 4-й танковой армии летом 1943 года севернее Орла, в сражении на Курской дуге. Уральским танкистам, не имевшим боевого опыта, противостояли отборные части противника, оснащенные «тиграми», «пантерами» и «фердинандами». Несмотря на это, уральцы отбросили противника на 150 км и приняли участие в освобождении Орла и Белгорода. В этих боях корпус уничтожил 56 вражеских танков и 9 тысяч гитлеровских солдат и офицеров. Пленные немцы со страхом говорили о бойцах корпуса как об отборной и особой армии, которую отличают «черные ножи». Дело в том, что автоматчики имели вдобавок к прочему вооружению кинжалы в черной оправе. За проявление массового героизма бригады, входившие в состав танкового корпуса, получили звание гвардейских, 1962 уральца-добровольца были отмечены правительственными наградами, а командира генерала Родина Г. С. наградили орденом Красного Знамени. 30-й танковый корпус стал именоваться 10-м гвардейским Уральским добровольческим.

Танкисты участвовали в Проскуровско-Черновицкой наступательной операции в составе 1-го украинского фронта с 4 марта по 17 апреля 1944 г. Корпус сыграл большую роль в Львовско-Сандомирской операции. Танкисты-уральцы в результате штурма взяли Львов (22 – 27 июля 1944 г.). За освобождение Львова правительство наградило Пермскую танковую бригаду орденом Красного Знамени.

Уральские добровольцы отличились во время Висло-Одерской (12 января – 2 февраля 1945 г.), Нижне-Силезской и Верхне-Силезской операций (февраль-март 1945 г.), а в боях за Одер сразились с немецкой танковой дивизией «Герман Геринг». Участвовали в штурме Берлина. Однако на этом война для них не закончилась. На рассвете 10 мая части 10-го танкового корпуса ворвались в Прагу, чтобы оказать помощь братскому чехословацкому народу. В память о дне освобождения Праги танк № 23 (Т-34) установили на Уездной площади столицы Чехии. Командир танкового корпуса генерал Белов Е. Е. был назначен начальником Пражского гарнизона.

За два года участия в Великой Отечественной войне 10-й гвардейский Уральско-Львовский танковый корпус прошел от Орла до Праги свыше 5500 км, в том числе с боями – более 2000 км.

За героизм, проявленный в боях, корпус награжден орденами Красного Знамени, Суворова, Кутузова, а Пермско-Келецкая бригада дополнительно – орденом Богдана Хмельницкого.

По инициативе воинов-ветеранов, участвовавших в годы Великой Отечественной войны в его составе в боях (А. Г. Микаилова, В. И. Сузутова и др.) на средства Пермского обл- и горисполкомов к 20-й годовщине формирования Пермской танковой бригады в Перми сооружен мемориал6 Уральскому добровольческому танковому корпусу. Открытие мемориала происходило в торжественной обстановке 11 марта 1963 года. На постаменте застыл легендарный танк Великой Отечественной – Т-34.

Заключение

На разных этапах Великой Отечественной войны перед советскими танкостроителями вставали различные задачи по обеспечению броневой защиты и боевой работоспособности танков. В начальный период войны на первый план вышли задачи поиска путей создания бронекорпусов и бронебашен танков Т-34. В период 1943 – 1945 гг. потребовалось обеспечить большую защищенность «тридцатьчетверок», чтобы можно было применять их при прорыве обороны противника, а также повышение живучести танка для выполнения маневров в глубине обороны врага. Со всеми этими задачами успешно справлялись конструкторы, инженеры, рабочие - создатели Т-34.

В конечном итоге прямая зависимость между уровнем защищенности и эффективного применения танков стало составной частью превосходства советской бронетанковой техники над танками фашистской Германии.

«Тридцатьчетверка» и после окончания войны долго оставалась на вооружении Советской армии и армий дружественных нам стран, как вполне надежная и более менее отвечающая требованиям, боевая машина. Те их них, которые оставались на службе, были модернизированы и получили обозначение Т-34-85 образца 1960 г. При этом были внесены изменения в конструкцию двигателя В-34-М11. Механик-водитель для вождения машины ночью получил инфракрасный прибор наблюдения. Скорость возросла до 60 км/ч.

В 1969 г. Т-34 была еще раз модернизирована: она получила более современные приборы ночного видения и новую радиостанцию Р-123. На этом история развития танка Т-34 в нашей стране заканчивается.

Еще раз хочется отметить справедливую высокую оценку технической и общей живучести легендарного танка Т-34. Видный исследователь и в свое время один из руководителей отечественного танкостроения Ю. П. Костенко отмечал, что в ходе разразившейся в 90-х гг. войны на Балканах Т-34 показали более высокую живучесть, чем современные танки. По опыту сербской армии, экипажи «тридцатьчетверок» в ряде случаев выживали при попадании в машину, в то время как экипажи современных танков погибали вне зависимости меры пробития машины. Таким образом, можно сказать, что Т-34 дают большие шансы на выживания экипажа, так как главная задача танка – это обеспечение живучести и сохранения боеспособности машины и экипажа.

Это позволяет нам с полным правом гордиться отечественным танкостроением периода Второй мировой войны.

Вместе с тем, как это ни парадоксально, но сегодня по прошествии 60 лет, опыт комплексного решения сложнейших задач по защите брони и боевой способности танка, накопленный в годы войны, имеет не только историческую ценность. Мировое танкостроение вступило в полосу затяжного кризиса. Это относится и к защите танка. Ни использование современных технологий, ни внедрение комплексов и систем не позволяют ведущим танкостроительным державам решить эту проблему плюс проблемы запредельного роста стоимости и превышения всех допустимых весовых ограничений.

И как знать, возможно, рассмотрение современных проблем именно через опыта подхода к защите брони, добытого такой большой ценой в годы Великой Отечественной войны, позволит России, не имеющей сегодня столь мощной производственно-экономической базы, как другие танкопроизводящие страны, найти выход из этой ситуации и в очередной раз совершить прорыв в танкостроении вообще и защите танков в частности!

		И дрогнет враг от танковой атаки.
		Рубеж непроходимый будет наш.
		По сотни грамм из запыленной фляги
		За танк родной поднимет экипаж.
		И за Урал седой – творца Победы,
		Танкисты не забудут помянуть.
		Пускай без нас скучают лазареты.
		Приказ получен : «Завтра снова в путь!»
		Приказ получен : «С песней под «Тальянку»
		Танкистам – эх!» Закат или рассвет.
		Ведь поле боя держится на танках.
		И по-другому не бывает! Нет!

Сноски

1 А.О. Фирсов в 1931 году появился на Харьковском заводе под охраной солдата. Судьба этого человека трагическая, и вклад его в танкостроение замалчивался. Объяснение тому простое: репрессированный в 1937 году Фирсов – человек старой инженерной школы, один из ведущих дизелистов с мировым именем. Учился в Германии. Работал на крупнейших заводах Германии и Швейцарии. Имел предложение остаться в Америке, но предпочел вернуться в Россию. Основная его заслуга состоит в том, что он сумел создать настоящую конструкторскую школу, которой не было у молодых инженеров. В 1937 г. отстранен от работ с формулировкой «За неполадки в коробке скоростей».

2 Михаил Ильич Кошкин (1898 – 1940), в 1918 г. вступил в Красную армию, а в 1919 г. стал членом РКП(б). В 1921-24 гг. учился в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова, по окончании которого был на партийной работе в г. Вятке. В 1929 г. поступил в Ленинградский политехнический институт, а после окончания его в 1934 г. работал на заводе № 185 в Ленинграде конструктором и принимал участие в разработке средних танков Т-29 и Т-46-5. С 1937 г. - главный конструктор танкового КБ ХПЗ. Присвоена Государственная премия СССР (1942 г., посмертно), присуждено звание Героя Социалистического Труда (1990 г., посмертно). Создатель среднего танка Т-34.

3 Александр Александрович Морозов (1904 – 1979), начал работу на ХПЗ чертежником в 1926 г. Окончив в 1930 г. машиностроительный техникум, стал работать конструктором танкового КБ завода. Участвовал в разработке танков Т-24 и БТ в должности руководителя группы, а с 1938 г заместителем начальника КБ. Генерал-майор-инженер (1945 г.), доктор технических наук (1972 г.), дважды Герой Социалистического Труда (1943 и 1974 гг.). Присвоена Ленинская премия (1967 г.) и Государственная премия СССР ( 1942, 1946, 1948 гг.). Участник разработки среднего танка Т-34. Под его руководством в конце войны созданы танки Т-44 и Т-54.

4 Е. Максарев (1903 – 1982) начал трудовую деятельность кузнецом, участвовал в Гражданской войне. В 1930 г. окончил Ленинградский технологический институт. До назначения директором ХПЗ работал на Кировском заводе. В годы войны (1941-1946 гг.) был директором Уральского вагоностроительного завода. Генерал-майор инженерно-технической службы. Герой Социалистического Труда (1943 г.), лауреат Государственной премии СССР (1946 г.).

5 Пермь от основания до наших дней: Исторические очерки / Науч. ред. М. Г. Нечаев. Пермь: Книжный мир, 2000 г.

6 Скульптор П. Ф. Шардаков, архитекторы А. П. Загопродников, О. Н. Шорина.

Библиография

  1. Васильева Л. Н. Музей истории танка Т-34. Ж-л «Начальная школа», № 9, 2004.
  2. Рождение танка Т-34.
  3. Средний танк Т-34. Http://hghltd.yandex/ru/yandbtm?url=http://tmn/fio/ru/works/46x/311_2/t34/htm&text
  4. Пермь от основания до наших дней: Исторические очерки / Науч. ред. М. Г. Нечаев. Пермь: Книжный мир, 2000.
  5. Постников М. Развитие бронезащиты и живучести советских танков 1941 – 1945 гг. (средние танки Т-34). М.: ООО «Издательский центр «Экспринт», 2004.

Враницина Анна, ученица 10 В класса
    Бармина Светлана, ученица 4 Б класса
    Враницына Галина Юрьевна, учитель начальных классов


Вернуться к списку работ

Текст реферата (MS Word) на веб-страницу переложил Самосушев В.Л.
Авторский стиль, орфография и пунктуация сохранены.

© "Они защищали Родину", 2005